Огранки драгоценных камней

Опубликовано Vita 22.10.2019 0 Комментарии

Ювелирные камни в природе часто встречаются в виде прекрасных кристаллов и изумительных по красоте образцов, отличающихся сильным блеском и природной игрой света. Однако человек уже в глубокой древности научился усиливать красоту, блеск и сияние камней путем их дополнительной обработки. Этим уже на протяжении долгих лет занимаются огранщики. Именно они своим кропотливым трудом усиливают цвет и блеск, помогают «заиграть» камню, раскрывают его оптические эффекты, тем самым в разы увеличивают их стоимость уже в готовом ювелирном украшении.

 

 

Из истории

 

Цветные камни начали обрабатывать очень давно. Украшения из лазурита, яшмы, бирюзы и других камней в виде отшлифованных и округленных пластин найдены при раскопках древних захоронений во многих странах. Из камней делали цилиндрические печати и амулеты с рисунками и знаками. Техника обработки цветных камней первоначально была очень простой: нужную форму придавали, обрабатывая камни мелким кварцевым (фивским) песком или песком из пемзы (ноздреватый камень) на каменной неподвижной плите, а затем более твердыми минералами наносили на них рисунки или надписи. В 2000 - 1800 гг. до н. э. обработка цветных камней усложнилась. Из них стали вырезать сложные печати и фигурки животных. Для крито-микенского периода характерны различные орнаменты. В I тыс. до н. э. появились геммы с изображениями животных, а позже мифических героев и богов. Вырезали их мелкими плойками алмаза, вставленными в железные державки. Для изготовления гемм сначала использовали камни преимущественно группы кварца - оникс, карнеол, празем, яшму, агат, аметист и др. Позже (в VI - V вв. до н. э.) стали применять более твердые камни - берилл, изумруд, топаз, гиацинт, гранат и др. и более мягкие - обсидиан, нефрит, лазурит, бирюзу и др.

 

 

 

В средние века ювелирные камни обрабатывали по определенным правилам. В работе Теофила "Описание различных искусств" приведена методика обработки ювелирных камней.

 

Еще в глубокой древности в Индии было известно, что шлифовка граней кристалла алмаза позволяет улучшить его блеск и вид. Так, появилась простейшая огранка - "октаэдр"; для получения более сложной формы у кристалла стачивали одну вершину до образования плоской площадки, а затем естественные грани алмаза шлифовали и полировали. Эта форма огранки была распространена и в Европе до начала XIV в.

 

В XIII - XIV вв. в Европе появляются так называемые шлифовальные мельницы, на которых при помощи водяного привода вращали большие каменные шлифовальные диски для обработки камня, а также малые мельницы с ручным приводом. Очень часто использовали мельницы, на которых шлифовальные камни вращались в вертикальной плоскости. При этом огранщик шлифовал камень лежа, опираясь грудью и плечами на специальное устройство.

 

Главные центры огранки драгоценных камней в средние века - Париж, Фрейбург, Идар-Оберштейн и Прага.

 

В 1456 г. для шлифовки алмаза стали применять алмазный порошок, что послужило толчком для дальнейшего развития искусства обработки драгоценных камней. Именно в это время придворный ювелир бургундского герцога Людвиг ван Беркем впервые предложил огранку алмаза в форме "розы". Для получения алмазного порошка Беркем закреплял в специальном цементе два алмаза и тер их друг о друга; порошок наносили на металлический диск, который вращался в специальном станке для огранки алмазов. У бриллианта, имеющего форму розы, плоское основание, а на верхней части нанесены 12, 24 или 32 грани (фацеты), которые сходятся в центре, в вершине. Бриллианты с 12 гранями назывались "Розами д'Анвер", а с большим числом граней - "коронованными розами".

 

Крупными центрами огранки алмазов и поставки бриллиантов в XV - XVI вв. были Париж и Антверпен, а с середины XVII в. - Антверпен и Амстердам.

 

 

 

 

Огранка — технологический процесс обработки драгоценных и полудрагоценных камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска. Известны различные способы огранки, многие из них носят название того или иного драгоценного камня, для которого этот способ дает наиболее эффектный результат.

 

Огранка, как следует из названия, подразумевает создание на поверхности камня ряда геометрически правильных плоскостей, граней, от которых будут отражаться и через которые будут преломляться попадающие внутрь кристалла световые лучи. После многократного внутреннего отражения и преломления лучи света разделяются на спектральные составляющие и, покидая камень, создают игру оттенков на его поверхности.

 

Ювелирным камням при огранке придают различную форму. Исторически сложились определенные формы огранки ювелирных камней. Круглую бриллиантовую огранку чаще всего используют при обработке алмаза, горного хрусталя, циркона, турмалина, топаза, реже изумруда и рубина. Ступенчатую огранку в форме квадрата, прямоугольника или ромба используют при обработке прозрачных цветных камней: берилла, изумруда, гиацинта, сапфира, рубина и граната. Огранку кабошоном используют для непрозрачных камней: бирюзы, лунного камня, яшмы, малахита, лазурита и др., так же обрабатывают изумруды, сапфиры и рубины пониженного качества. Огранка клиньями применяется при обработке лазурита, агата, яшмы и др.

 

 

 

 

Бриллиантовая огранка, или круг (57 граней - Кр-57). Этот тип огранки был изобретен в Голландии в XVII веке. Основная задача круглой огранки - показать бриллианты в наиболее выгодном свете. Бриллиант признан самой красивой и часто используемой формой бриллиантовой огранки, созданной для оптимального сочетания блеска и «игры» света, раскрытия ювелирных свойст не только алмаза, но и других драгоценных камней. Свет, попадающий через верхнюю площадку внутрь бриллианта, преломляется и отражается от нижних граней, превращается в радугу и возвращается наружу. Современную огранку круглых по форме бриллиантов, как правило, связывают с именем Марселя Толковского, который в 1919 году на основании принципа полного внутреннего отражения и проведенных им расчетов предложил геометрические параметры круглого  бриллианта, в котором оптические свойства алмаза проявляются наилучшим образом. Такой бриллиант принято называть идеальным или классическим. Мелкие  камни чаще всего имеют 17 граней, это самое минимальное количество для такого вида огранки. Распространенной считается огранка с 57 гранями: 23   на павильоне, то есть нижней части, и 33 сверху. Большие минералы могут иметь даже 240 граней. Обычно этот способ применяется для огранки алмазов и   позволяет показать их игру света и блеск во всем великолепии. Как правило, огранка используется не только для бриллиантов. Ее очень часто применяют и для  других драгоценных камней, а также для имитаций алмаза. Например, известная компания Swarovski первая начала использовать эту огранку для обработки самого известного заменителя бриллианта — фианита.

 

 

Овал (57 граней - Ов-57). Такой вид огранки используется чаще всего для серег, колец, браслетов, ожерелий и подвесок. Овальная огранка является одной из разновидности круглой огранки, которая в 60-е годы широко вошла в обиход ювелирных украшений. Имеет грани-клинья большой площади и вытянутую форму, что делает более выраженным блеск и переливы оттенков.

 

 

Маркиз (55 граней - М-55). Этот вид огранки был назван в честь маркизы де Помпадур, фаворитки короля Людовика XV. Что Несмотря на то, что в речи это звучит как мужской титул, на самом деле происхождение названия, используемого для формы драгоценных камней, относится к женскому роду. По форме она больше напоминает лодочку, но ее происхождение несколько другое — эта огранка должна была увековечить кокетливую улыбку маркизы.

 

 

Груша (56 граней - Г-56). Вид обработки камней, который в себе объединяет несколько, в частности, огранку маркиз и круглую. Используется чаще всего для серег, кулонов или ожерелий. Имеет один суженый конец, который должен быть защищен в оправе. Как и все остальные огранки подобного типа, удлиняет палец или шею, в зависимости от изделия.

 

 

Принцесса (65 граней - П-65). Как и круглая огранка, принцесса передает игру света в камне, но при этом имеет форму прямоугольника. Придумана она была в конце 60-х годов и с тех пор является весьма популярной. При обработке таким способом самородок теряет меньше исходного веса и соответственно стоит несколько дешевле. Принцесса чаще всего используется для колец, в этом случае углы должны быть защищены, так как являются очень хрупкими.

 

 

Изумруд (65 граней - И-65). Огранка представляет собой прямоугольник и применяется для самоцветов большого размера и очень высокой чистоты. Это связано с тем, что в этом случае любой недостаток невозможно будет скрыть. Несколько уступает огранке в форме круга или принцессе по сиянию, но превосходит их по яркости отдаваемых вспышек света. Используется для колец, браслетов, подвесок, ожерелий и серег. Именно ею ограняются изумруды.



 

Ашер (58 граней - Аш-58). Представляет собой квадратную разновидность изумруда, но имеет больше ярусов и граней. Была придумана братьями Ашер, пик ее популярности пришелся на 30-е годы. Количество граней варьируется и зависит от веса камня. Используется для колец, серег, браслетов и ожерелий.

 

 

Радиант (62 грани - Ра-62). Камень имеет вид шестиугольника-квадрата или прямоугольника со срезанными углами. Включает черты огранок принцессы и изумруда. Используется для того, чтобы показать прозрачность камня, игру цвета, блеск, но в основном камней большого размера.

 

 

Сердце (57 граней - С-57). По технике близка к грушевидной, играет на свету. В основном используется для романтических подарков. Очень важно соблюдать пропорции, иначе камень будет хрупким.

 

 

Триллиант (52 грани - Т-52). Представляет собой вид треугольника с равными сторонами и острыми или сглаженными углами. Была придумана в Голландии. Это самый молодой способ по сравнению с другими основными видами. Количество граней различное, так же как и их форма, которая может быть разной в зависимости от замысла мастера и размеров самоцвета.

 

 

Кушон (разновидность Подушечка - 81 грань - Пш-81). Огранка популярна уже более века. Кушон характеризируется закругленными углами и широкими гранями. Благодаря широким граням, кушон так же называют свечным бриллиантом - именно, при свете свечей его сверкание приобретает максимальную силу. Из-за больших открытых граней кушон крайне требователен к чистоте, так как даже незначительные дефекты, обычно скрывающиеся в большом количестве граней бриллианта, при огранке формы кушон хорошо видны.

 

 

Багет (33 грани - Бп-33). Огранка багет относится к ступенчатому типу обработки камня, и чаще встречается в форме прямоугольника, нежели квадрата. Стороны прямоугольного багета соотносятся между собой в пропорции 1,4 к 1. Это наиболее простая форма огранки камней и имеет наименьшее количество граней по сравнению с остальными. Такие камни прозрачны, и превосходно смотрятся в ювелирных украшениях лаконичного дизайна.

 

 

После завершения обработки, камень попадает в руки ювелира. Мастер дополняет камнем кольцо, серьги, брошь или другое украшение, к которому камень больше всего подходит. Камень оправляют драгоценным металлом, и он предстает в полной красе перед покупателем в витрине ювелирного салона. Осталось только определиться с вашей идеальной огранкой!

Оставить комментатий